Китайские автомобили у нас на тестах редкие гости, но теперь, видимо, они будут появляться чаще. Прогресс в китайском автопроме налицо, и на рынке достойных авто из Поднебесной все больше. Впрочем, потребительские свойства китайских автомобилей, зачастую, все еще противоречивы и неоднородны. Чем же могут привлечь автомобилистов китайские машины? Посмотрим на примере Lifan X60.
Да китайские авто в последнее время сделали заметный скачок в потребительских свойствах, они уже бывают и привлекательными, и хорошо ездят, и даже обладают неплохим качеством и надежностью. Но Lifan X60 не относится к автомобилям нового поколения, он из того короткого периода, когда китайские авто уже ушли от прямого копирования зарубежных моделей, но еще не успели обрести ни собственного лица, ни даже, просто, привлекательного, гармоничного дизайна. Вот и кроссовер Lifan X60 имея, конечно, какие-то отдельные заимствования от разных автомобилей, обладает, тем не менее, достаточно самобытным обликом. Но гармоничным и привлекательным его никак не назовешь. Сверх меры надутые колесные арки и крылья не смотрятся эстетично, да и в целом, облик автомобиля нельзя назвать удачей дизайнеров. Китайское происхождение, что называется, видно за версту. И даже в деталях: розовый оттенок у серединки задних фонарей, по-моему, чисто китайская заморочка. А светодиодные ходовые огни, почему-то, помещены в самый низ переднего бампера, там, где обычно бывают «противотуманки». И даже металлическая защита двигателя снизу сделана как-то своеобразно, не в виде щита, как это обычно бывает, а в форме пары продольных «лыж».
Зато, Lifan X60 продается в России уже несколько лет, и по опыту эксплуатации автомобиля можно сказать, что он вполне надежен и неприхотлив, основные узлы и агрегаты, обычно, без проблем ходят в наших условиях не одну сотню тысяч километров. Не удивительно, что на Лифаны предоставляется гарантия на 5 лет или 150 тысяч км пробега, и на сегодня, это максимальный срок гарантийных обязательств среди всех автомобильных марок, представленных у нас на рынке.
Открываем дистанционно центральный замок пластиковым ключом с кнопками и откидным жалом. Двери довольно тугие и что бы закрылся замок, дверями надо сильно хлопнуть. Кресло водителя хоть и достаточно удобное, но педальный узел смещен вправо, и из–за этого рабочая посадка за рулем получается, как бы, слегка вполоборота. Но на длинных перегонах, это, скорее всего, не скажется на удобстве управления, поскольку, левая нога, в основном, находится не на сцеплении, а на площадке для отдыха, и при этом посадка выравнивается. А для кресла хочется пожелать более длинную подушку и приподнять передний край повыше. В целом, диапазоны регулировки кресла и руля по высоте – малы. Кресло я поставил в максимально низкое положение, а руль в максимально высокое. И все же, достичь оптимальной посадки за рулем не получилось. Пришлось привыкать к тому, что есть.
По краям приборного блока просторно расположились сигнальные лампы, а основная информация выведена на единственный круглый циферблат по центру, здесь стрелочная шкала тахометра и цифровой дисплей спидометра. В общем, на поверку, вполне информативно. Понравился пульт управления регулировкой зеркал заднего вида слева от руля. Он удобный и информативный. Здесь же кнопка блокировки дверей и колесики регулировки светового пучка и уровня освещения приборной панели.
Пластик отделки простенький, но он фактурный и не смотрится откровенно дешево. Явных огрехов сборки я не нашел, хотя выглядит все очень простенько. На уровне отечественных малолитражек. Хотя, кресла и руль обшиты перфорированной кожей, и есть такие же мягкие вставки в дверях и на поручнях. В целом, передняя панель, выполненная в стиле Тойоты RAV4 предыдущего поколения, мне понравилась, но все портит неказистый руль. Он приятен и удобен на ощупь, но внешне выглядит чужеродно и не привлекательно с этой большой серебристой вставкой. Уж лучше бы и руль китайцы подсмотрели у Тойоты. Центральная консоль лаконична и удобна. Три крутилки системы микроклимата, ниша для мелочевки, подстаканники, рядок кнопок, среди которых есть и кнопки обогрева передних кресел. Правда, обогрев не достаточно эффективный, подушки нагреваются едва, едва. И мультимедийная система выглядит-то прилично, а работает - так себе, не очень хороший отклик и интерфейс. Зато, привилегия нашей дорогой версии, есть люк в крыше с электроприводом и видеокамера заднего обзора, к работе которой претензий нет, если периодически оттирать ее око от грязи. Да и в целом, обзорность действительно порадовала, большие зоны остекления, неширокие передние стойки крыши и огромные зеркала со стеклами без искажений. Но общая эргономика водительского места едва натягивается на четверочку.
Задние двери распахиваются на небольшой угол. Проблем с теснотой нет, и в зоне ног, и в зоне головы есть достаточный запас пространства, но подушка дивана коротковата и расположена низко. Подлокотник тоже низкий и податливый, прогибается под тяжестью локтя, так что сидеть не слишком-то удобно. Хотя профиль спинки неплохой и можно менять угол ее наклона. Карманы в спинках передних кресел очень маленькие, тут уж китайцы явно дали маху. Такое ощущение, что они все делали на глазок, без примерки и эргономической проработки.
Крышка багажника поднимается недостаточно высоко – берегите голову. Объем не очень большой для кроссовера таких размеров, и нет проушин и крючков для фиксации груза. Отделка неплохая, боковины пластиковые, а на полу ворсистый материал. Полноразмерная «запаска» - в подполье, так же, как и необходимые автопринадлежности. На диск запасного колеса зачем-то надета пенопластовая пробка, хотя здесь можно было поместить дополнительный органайзер. И трансформация заднего дивана не самая удачная. Двойная секция подушки откидывается плохо, потому что упирается в центральный тоннель. Из-за этого не удается сделать ровный пол, сложив заднее сиденье.
При старте, педали сцепления не хватает информативности, а двигателю – тяги на малых оборотах. В остальном, тандем двигатель-трансмиссия согласованы на неплохом, среднем уровне. Адекватный разгон и реакция на подачу топлива. Никаких выдающихся показателей, но можно ехать вполне уверенно в общем потоке. Мотор 1,8 л по происхождению тойотовский и от него особых сюрпризов не ожидаешь. Механическая коробка, так же, работает без претензий. Поначалу кажется, что «ручник» расположен очень близко к рычагу КПП, но в движении неудобств это не вызвало. Общий уровень звукоизоляции оставляет желать лучшего, а аэродинамические шумы появляются уже на скорости 70.
Рулевое управление вполне адекватное, разве что, не хватает реактивного усилия в около нулевой зоне. Кренов сильных в повороте нет, потому что подвеска жестковата, она слишком подробно повторяет профиль дороги. При размеренной городской езде, это не особенно бросается в глаза, но в долгой дороге, наверняка, будет утомлять. Зато, она не пробивается и вполне энергоемка. К тормозам вопросов не возникло и АБС работает уверенно, но даже в нашей комплектации Luxury не предусмотрена система стабилизации. Хотя, не сказать, что автомобиль особо склонен к заносам, для этого требуется откровенная провокация. Но уверенности за рулем наличие системы добавило бы, особенно начинающим водителям. В целом, ездовые повадки Х60 адекватны, но грубоваты, примерно как на отечественных авто. А что касается проходимости, то кроссовером Х60 можно назвать условно лишь в пределах его клиренса 179 мм, что сопоставимо со многими малолитражками бюджетного класса, представленными у нас на рынке.
А где же главное преимущество китайских автомобилей – низкая цена? Но цены на Х60 уже далеко не бюджетные. Во-первых, из прайс-листов, весьма опрометчиво исключены две наиболее доступные версии Basic и Standart. Во-вторых, и на остальные версии за последние пару месяцев цены подскочили на 50 тысяч рублей. Так что начальная комплектация Comfort стоит теперь от 779900 руб. А мы ездили на машине в комплектации Luxury за 819900. Кроссоверы с вариатором еще на 80 тысяч дороже. Пока на прошлогодние машины с вариатором предлагаются скидки 20 тысяч, но учитывая, что эти прошлогодние машины еще недавно стоили существенно дешевле, то, по факту, получается, что и скидки никакой нет. Так что, Lifan X60, на сегодняшний день, не дешевле некоторых аналогов известных марок, при том, что китайский кроссовер не показал каких-то выдающихся потребительских качеств, и страдает от множества мелких недочетов.
Не подумайте, что я предвзято отношусь к китайским авто. Напротив, я за правильные китайские авто, сам был счастливым обладателем (правда, правда, без всякой иронии) китайского полноприводного грузовичка GW Deer G5 и продал его одиннадцатилетним только потому, что кузов от коррозии стал сдавать. Но в остальном, машина полностью устраивала, и я до сих пор не могу найти ей замену. Не задумываясь, купил бы такой новый, в пару к семейной легковушке, но ничего похожего по потребительским свойствам на рынке сейчас, к сожалению, нет…
И в заключение, обобщим несколько мыслей о китайских автопроизводителях, в целом. Что не хватает китайцам, чтобы прочнее закрепиться на рынке и достичь заметного успеха? Дизайн, качество, эргономика, современные ездовые свойства и безопасность – это понятно, есть над чем работать. Но, как мне представляется, хромает у них стратегическое планирование, маркетинг (хотя, справедливости ради, не только у них). Они не видят ниши, сегменты, не анализируют свои и чужие возможности, потенциал потребительского рынка, собственные конкурентные преимущества. Они не понимают, что делать, просто пытаются продавать что попало. Пытаются продавать то, что продают все, и только. Автомобили В и С класса, кроссоверы. Понятно, что в этих сегментах наибольшая потенциальная емкость рынка. Но и конкуренция самая большая, причем, неопытным китайцам приходится здесь соперничать с «зубрами» мирового автопрома, зарабатывавшими себе инженерный потенциал и имидж десятилетиями. И вот так, в одночасье оказаться им равными и отхватить свой значительный кусок пирога – не получится. Исход этой борьбы предрешен. Чтобы продвинуться, наряду с простой лобовой атакой, нужно искать какие-то свои ходы, незанятые ниши, выявлять и выдвигать собственные конкурентные преимущества.
А пока, какие конкурентные преимущества у китайских авто перед аналогами? Дизайн, качество материалов, эргономика, совершенная или передовая конструкция, ездовые свойства, авторитетное имя брэндов? Нет! Ничего этого пока нет, в том плане, чтобы было заметно лучше, чем у других! Единственное реальное конкурентное преимущество китайских авто, на сегодняшний день, как не крути – это невысокая цена. И только это! Вот и надо пока культивировать это преимущество, параллельно работая и над созданием других. Но, к сожалению, и единственное конкурентное преимущество, во многих случаях, сегодня уже сводится к нулю. Цены продолжают расти и расти, даже после того, как курсы валют уже стабилизировались. Стоимость некоторых китайских авто уже сейчас сравнялась, а в отдельных случаях и обогнала аналоги других марок с более известными именами. В такой ситуации исход предрешен, все это закончится нулевым спросом и очередным уходом с рынка, в чем некоторые китайские марки практиковались неоднократно.
Делать переднеприводные 5-дверные хэтчбеки В-класса с увеличенным клиренсом, называть их кроссоверами и продавать по завышенной цене, быть может, и остроумный маркетинговый ход. Но сейчас этого уже недостаточно, чтобы быть успешными. Потребитель нынче разборчивый. Необходимы новые идеи и более позитивные с точки зрения отношения к потребителю.
Итак, вместо того, чтобы с завидным упорством корректировать ценники в сторону увеличения (таким образом рынок не завоевать), маркетологи китайских компаний могли бы заняться более продуктивной работой, по поиску своих ниш и возможностей. А они, поверьте, есть всегда. Вот, к примеру, посмотрите, как потребители воодушевленно ожидают появления Лады Весты с кузовом универсал! Так подсуетитесь, и предложите рынку свой китайский универсал, практичный и недорогой, раз в этом есть потребность! В том же классе и в том же ценовом сегменте. Сейчас хоть один китайский брэнд предлагает универсалы? Нет! Вот вам и потенциальное конкурентное преимущество, если кто-то станет первым в этом сегменте.
Еще одна пустая ниша (да, да в наше время, как ни странно, остались еще пустыми целые ниши, где китайцы могли бы чувствовать себя хозяевами!) – это пикапы. Те несколько моделей, что представлены на рынке, можно не считать. Утилитарный автомобиль стоимостью под два миллиона и выше – это нонсенс и недоразумение! Почему-то принято считать, что у нас пикапы не пользуются спросом. Но это не так! Спрос потенциально огромен! Каждый второй владелец частного дома просто мечтает о пикапе, каждый третий дачник в стране и это еще не считая сельских жителей, фермеров, охотников, предпринимателей, коммунальные и спецслужбы, корпоративные автопарки. У нас просто напрочь отсутствует предложение по адекватным ценам и выбору вариантов, и это заслуга все тех же бестолковых маркетологов. Любят у нас ссылаться на мировой опыт, а он, как раз-таки свидетельствует об огромной популярности пикапов по всему миру. И мы, на самом деле, ничем не отличаемся от всего остального мира (но маркетологи упорно думают обратное).
В одних только США продается более 2,5 млн пикапов в год! Только в Западной Европе пикапы не так распространены, все-таки, там иной уклад жизни, но для желающих весь спектр предложения присутствует и там. Вряд ли в тех очень многих небогатых странах Азии, Африки и Америки экономическая ситуация лучше, чем в России, а пикапы там покупают в больших количествах, несмотря ни на что. И дело даже не в курсе валют. Просто, там их продают по ценам, доступным для широких слоев населения, и, заметьте, вряд ли они работают себе в убыток. Причем, это все те же Тойоты, Мицубиси, Ниссаны, Мазды, Исудзу, Форды, Шевроле и Фольксвагены, возможно, лишь адаптированные под местные условия. А теперь еще и широкая гамма китайских пикапов, а также новоиспеченные Фиаты, Рено и даже Мерседесы.
Чтобы добиться успеха в этом сегменте не надо громкого имени, каких-то сложных технологий, не надо особых приемов. Нужно предложить продукт приемлемого качества, определенных свойств, по невысокой цене. Что китайцам вполне по силам. Тем более, что это продукт, как правило, с наибольшей долей прибыли, поскольку не требует больших затрат при разработке и производстве. При пассивности отечественных автопроизводителей, китайцы, с должным подходом к делу, могли бы в России подмять весь рынок пикапов под себя. Вот настоящий клондайк, где можно не бояться конкуренции.
Причем, у них уже был удачный опыт, который они почему-то похоронили. В середине 2000-х годов китайцы чуть было не совершили переворот! Одна из компаний поставляла в Россию пикапы в семи вариантах! Здесь были версии с задним или полным приводом с тремя вариантами кабины и тремя вариантами длины базы! Не очень комфортные, но доступные по цене, неприхотливые и очень разнообразные по потребительским свойствам автомобили чуть было не завоевали рынок. Несколько десятков тысяч автомобилей мигом разошлись по стране, но через пару лет, при смене модельного ряда, китайцы, вдруг, в корне изменили стратегию. Они резко отказались от широкого разнообразия, взамен семи вариантов пришел один - 5-местный 4-дверный полноприводный со стандартной базой, в общем, как у всех. И цены заметно подросли. В результате, продажи не то что поползли вниз, а буквально соскочили в пропасть, и сейчас компания вообще ушла с рынка. Правда, собирается возвращаться в ближайшее время с обновленной версией другого своего бестселлера – классического внедорожника. Кстати, тоже хороший вариант, поскольку на рынке таких автомобилей почти не осталось, а потребность в них сохраняется.
Словом, китайцам надо активизироваться там, где они хоть что-то смогут противопоставить конкурентам. И компания Lifan тоже могла бы подыскать для себя фишку и выделиться из общего ряда с каким-то собственным конкурентным преимуществом. Думаю, что и вариант с кузовом универсал для модели Solano, подошел бы. А если кроссоверу Х60 подкатят полный привод, тем более, что никаких технических препятствий к этому нет, то, глядишь, и дело пойдет повеселей. А пока модельная гамма из трех автомобилей выглядит сиротливо.
Технические характеристики Lifan X60 (Данные производителя)
- Кузов — 5-дверный, несущий, стальной
- Число мест — 5
- Габариты, мм
- Длина — 4325
- Ширина — 1790
- Высота — 1690
- База — 2600
- Клиренс – 179
- Снаряженная масса, кг — 1330
- Полная масса, кг — 1790
- Объем багажника, л — 405/н.д.
- Двигатель – бензиновый
- Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
- Объем, л — 1,8
- Мощность — 128 л.с. при 6000 об/мин
- Крутящий момент — 168 Нм при 4200 об/мин
- КПП — 5-ступенчатая механическая
- Привод — передний
- Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
- Задняя подвеска — независимая, пружинная, многорычажная
- Максимальная скорость, км/ч — 170
- Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 14,5
- Расход топлива на 100 км, л
- Городской цикл — н.д.
- Загородный цикл — н.д.
- Смешанный цикл — 8,2
- Топливо – бензин АИ-92
- Шины – 215/65 R16
Фотографии с тест-драйва
Автомобиль для тест предоставлен автосалоном "ТрансТехСервис".