Минобрнауки разработало примерные программы обучения водителей, предусмотренные реформой подготовки будущих автомобилистов. Они содержат основы физики, психологии, социологии и углубленное изучение конструкции машины. Это выльется в увеличение количества часов и, скорее всего, приведет к удорожанию обучения.
Представленный проект приказа Минобрнауки, содержащий на 776 страницах "примерные программы профессионального обучения водителей", кардинально меняет подготовку водителей. Документ был подготовлен для реализации реформы образования в этой сфере, связанной с введением новых категорий прав – с 1 ноября текущего года их стало 16 (категорий и подкатегорий).
Согласно документу, весь процесс будет разделен на три блока – большинству кандидатов понадобятся только первые два. Итак, первый блок проходят все вне зависимости от категорию, которую надо получить. Он содержит базовый цикл знаний и навыков, куда включены знания ПДД, основ законодательства, основ управления транспортным средством и перевозок пассажиров, а также "психофизиологические основы деятельности водителя".
Базовый цикл станет наиболее интенсивным. Согласно новой программе, будущий водитель обязан будет знать основы физики, психологии и социологи. В частности, ученикам придется изучать "склонность к рискованному поведению на дороге", "влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение", а также "причины агрессии и враждебности у водителей".
"Мы взяли немецкий подход: человек должен понимать, что с ним происходит, почему он раздражен, почему другие водители раздражены и как избежать конфликтов", - рассказала "Коммерсанту" соавтор программ президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
При изучении основ управления транспортным средством, придется кропеть над такими темами как "Гидроскольжение и аквапланирование шины", "Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении".
Еще одно техническое направление – основы устройства и обслуживания машины. Оно содержит такие темы как "порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой", а также устройство двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей и "комбинированных двигательных установок". Придется изучить разные виды коробок передач и их отличия, состав топлива и понятия октанового и цетанового чисел. Более того, в Минобрнауки решили посвятить отдельные часы изучению работы электронных помощников, которые есть в большинстве современных машин: системе курсовой устойчивости, антиблокировочной системе тормозов, антипробуксовочной системе.
При этом сокращен курс первой помощи, причем значительно – с 24 до 16 часов. По словам Шутылевой, водитель должен уметь лишь оказать базовую доврачебную помощь в случае ДТП, чтобы пострадавший не умер до приезда скорой.
Отдельно разработали программу для подготовки водителей категории М (скутеры, мопеды). Она рассчитана на подростков и включает дополнительную тему по изучению принципа работы двухтактного двигателя, бесступенчатой коробки передач, а также принципа работы кикстартера. Также в рамках этой программы будут проходить темы "Устойчивость мопеда", "Влияние гироскопического момента на движение мопеда в повороте",а также "Занос и снос мопеда, причины их возникновения". Из практических знаний – умение проверять уровень эксплуатационных жидкостей, менять колеса и аккумулятор.
Второй блок включает уже спецзнания, необходимые для получения конкретной категории прав. Третий блок относится только к тем, кто хочет работать профессиональным водителем на пассажиро- и грузоперевозках.
Следовательно, при открытии новой категории водителю не придется пересдавать ПДД, как сейчас. Достаточно будет пройти специализированное обучение по второму блоку. Тем же кандидатом, у которых прав пока нет, придется пройти весь курс продолжительностью 212 часов, что почти в два раза больше, чем нынешняя подготовка в автошколе (106 для категории В). Будет не удивительно, если автошколы поднимут цену.
По данным издания, проект должен пройти общественное обсуждение, после чего поступит в Минюст.