С осени прошлого года действует новый регламент по сдаче экзамена в ГИБДД на право управления транспортным средством, который предусматривает некоторые нововведения. Но, это еще не все, что ожидает начинающих водителей, в течение 2018 года могут быть приняты и другие важные новшества.
Практические экзамены для кандидатов в водители собираются изменить таким образом, чтобы выпускник автошколы показывал свои навыки в реальном транспортном потоке, а не на площадке. В ГИБДД России готовят нововведения, изменяющие процесс сдачи практического экзамена на права. Из экзамена по вождению исключат езду на автодроме (так называемой площадке) как отдельное упражнение. Вместо этого появится единый практический экзамен, программа которого уже сочетает в себе все необходимые дорожные условия. Но они будут смоделированы на дорогах общего пользования, а не на площадке. Эти изменения в данный момент обсуждаются с Министерством образования и науки и могут быть приняты в течение 2018 года.
Что касается уже действующих норм сдачи экзаменов на получение прав, то они предусматривают ряд нововведений, но одно из важнейших заключается в том, что во время экзамена по теории действует положение о недопустимости ошибок. Если вы неправильно ответите на 1 или 2 задачи, то вам зададут дополнительные вопросы, по 5 за каждую неточность. Время тоже ограничено: 20 минут выделяется на основной блок вопросов, по 5 минут — на каждый дополнительный блок. По новым правилам экзамен будет сдан только в том случае, если при ответе на дополнительные вопросы не допущено ни одной ошибки. В противном случае проверка знаний теории будет провалена.
Есть новые требования и при проведении практической части экзамена. При выполнении упражнений «заезд в бокс» и «параллельная парковка» можно только единожды включить заднюю передачу. То есть, если ученик не смог в один прием выполнить необходимый маневр, включил первую скорость, поправил автомобиль и снова включил заднюю передачу, экзамен будет не сдан. Ранее в регламенте было только ограничение по времени выполнения этого задания. Кроме того, теперь нельзя наезжать на линии, обозначающие границы упражнения. Также нельзя нарушать границу "виртуальной стены" зеркалами или бамперами.
Экзамен можно сдавать как на автомобиле с механической коробкой передач, так и с автоматической. В правах будет стоять отметка о том, к управлению транспортным средством с какой трансмиссией допущен водитель. Если сдавали на «механике», то можете управлять машиной как с МКПП, так и с АКПП, если сдавали на «автомате», то управлять можно только автомобилем с автоматической коробкой переключения передач.
Будущих мотоциклистов теперь проверяют на умение выполнять скоростное маневрирование (это комбинированное упражнение с элементами «змейки», разгона, торможения и объезда препятствия). При этом в ходе экзамена запрещается «опрокидывание» транспортного средства.
Трудно сказать, насколько новые и грядущие требования сдачи экзаменов улучшат общий уровень подготовки и навыков начинающих водителей. Но то, что успешно сдать с первого раза экзамены станет еще сложнее, это факт. По существующей статистике лишь 8% претендентов сдают экзамены в ГИБДД с первого раза. С другой стороны, отмечается, что по итогам прошлого года, количество аварий с участием неопытных водителей снизилось на 15%.