В линейке классов легковых автомобилей компании Mercedes-Benz G-class стоит на особом ме-сте. Это связано не только и столько с назначением — внедорожник (нем. Gelaendewagen). С точки зрения обычной эволюции автомобильной техники его судьба причудлива и напоминает сказку.
Рождение
G-класс появился в Германии в 1929 году и относился к военной технике — Mercedes-Benz G3a (выпуск 1929…1934 г.) и Mercedes-Benz G4 (выпуск 1935…1939 г.). Всё же, инициатором рождения этого чуда считается иранский шах Мохаммед Реза́ Пехлеви́, который возжелал иметь для своей армии оригинальный внедорожник. В 1975 году был заключен контракт с компанией Mercedes-Benz и фирмой Steyr-Daimler-Puch на разработку армейского автомобиля с планами производства в количестве 20 тыс. единиц.
Предшественник Gelandewagen - Mercedes-Benz G3a
В феврале 1979 года на официальной презентации были представлены 4 варианта кузова: трех и пятидверные на длинной (2,85 м) и короткой базе (2,4 м), открытый и спецавтомобиль (брезентовый верх). Автомобили оснащались четырьмя видами моторов: два исполнения дизельных (240 GD и 300 GD) и два бензиновых (230 G и 280 GE). Диапазон мощностей составлял 72…150 л.с. Колесная формула: 4х4 с отключаемым приводом на передний мост.
Но… «Восток — дело тонкое», и Пехлеви́ лишился трона. Заказ «повис в воздухе», т.к. Бундесвер не заказывал и не тестировал эти машины, то он посчитал их необоснованно дорогими (отделка салона, трехкратный запас прочности рамы и ходовой части), а для других стран этот вездеход был «темной лошадкой».
Компания начала активные действия по спасению и продвижению автомобиля на мировой рынок:
- 1980 г. — продажа лицензии на автомобиль компании PSA Peugeot Citroën для нужд армии. У него французы поменяли внешний вид (квадратные фары), установили свои мотор, коробку и внутреннюю отделку, отказались от блокировки переднего дифференциала и установили АКПП — получился Peugeot P4.
- 1980 г. — разработан спецавтомобиль Mercedes-Benz 230 G mit Sonderaufbau с бронирован-ным куполом для Папы Римского (Фото 2). Маркетинговый ход оказался настолько удачным, что Мерседесы находятся на службе в Ватикане до сих пор.
- 1983 г. — модель Mercedes 280 GE (Е — электронный распределенный впрыск), которая приняла участие в гонке Париж-Дакар (Фото 3) и выиграла ее (гонщик Джекки Икс и штурман Клод Брассье). «Неубиваемая» ходовая на жесткой раме лестничной конструкции, кнопочное управление подключением привода переднего моста и надежный двигатель с 4-х ступенчатой АКПП не оставили соперникам ни каких надежд.
- 1983 г. — 4-х ступенчатая АКПП или 5-ти ступенчатая механическая устанавливается по вы-бору покупателя.
- 1985 г. — Для всех моделей G-класса применяется система выборочной блокировки одного из трех дифференциалов: межосевого и колес переднего и/или заднего мостов.
Спецавтомобиль Mercedes-Benz для Папы Римского | Победитель гонки Париж-Дакар 1983 года. |
В 1986 году был выпущен 50-ти тысячный внедорожник, что не значимо по меркам авторынка, но достаточно много для рынка внедорожников. Машина понравилась немецким пограничникам (опыт-ная эксплуатация), аргентинским и норвежским военным, что «разбудило» Бундесвер и стабилизи-ровало финансовое положение компании в этом сегменте рынка. Кроме этого, внедорожник с корот-кой базой подошел десантникам США, т.к. точно входил в грузовой отсек десантного вертолета (в отличие от Hammer).
Дальнейшее развитие G-класса связано с постоянной борьбой между требованиями гражданских и военных пользователей, которые мало совместимы. С 1991 года, для разделения на категории, были введены наименования платформ: W460 — гражданские внедорожники, W461 — внедорожни-ки специального назначения (серия GUARD). Общим требованием стало — повышение мощности двигателя. Но это уже разные машины. Последующие изменения пошли в разных направлениях, но осталось неизменной лестничная рама, подвеска и два типоразмера колесной базы.
W460 — гражданские внедорожники | W461 — внедорожники специального назначения |
Платформа W463 (внедорожник гражданский)
Новая платформа начала свое шествие с выставки IAA в сентябре 1989 года (Франкфурт, Герма-ния). Внешний вид не претерпел особых изменений (пластиковая решетка радиатора, бампер с встроенными ПТФ, зеркала). Двигатели: бензиновые с электронным распределенным впрыском — 230 GE(126 л.с.) и 300 GE(177 л.с.); дизельные — 250 GD(94 л.с.) и 300 GD(113 л.с.). В базовой ком-плектации устанавливалась 4-х ступенчатая АКПП. Основные изменения коснулись внутренней отделки и системы безопасности.
Внутренняя отделка
Автомобиль получил отделку и переднюю панель, которые полностью соответствуют требованиям комфортабельности и представлениям о дизайне того времени. Кожаные элегантные сиденья и обивка салона, дизайн панели приборов и центральной консоли, кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, люк в крыше с электроприводом — все это создавало ощущение комфорта и престижности.
Система безопасности
Новые требования к безопасности потребовали установки системы ABS (антиблокировка колес), что не позволило отключать передний мост, т.е. привод на оба моста стал постоянный. Управление дифференциалами стало электромеханическим (кнопочным). Конструктивно усилены рама и мосты, что заложило большие возможности в повышении мощности. Установлены подушки безопасности, как это принято «на гражданке».
Дальше, к высотам
В 1993 году представлен четырехдверный универсал Mercedes-Benz 500 GE, который стал осно-вой для дальнейшей модернизации G-класса в направлении увеличения мощности двигателя. Он получил модернизированный V8 (мощность 241 л.с., объем двигателя 4973 куб. см) и обозначение G500. Изменения в экстерьере сводились к сглаживанию углов и установке низкопрофильных шин в ущерб проходимости.
В период 1994…1998 годы компания сотрудничает с тюнинговой фирмой AMG, совместно с кото-рой выпускался модернизированный вездеход с новым обозначением — серия G 36 (мощность 272 л.с., объем бензинового двигателя 3,6 литра), развивавший скорость 180…195 км/ч.
Затем:
- 2000 г. — Gelandewagen G500 получил новую панель приборов с ЖК экранами, парктроник, навигатор, телефон и многофункциональный руль.
- 2001 г. — презентован Gelandewagen G400 CDI. Двигатель: турбодизель с автоматическим впрыском Common Rail.
- 2003 г. — AMG презентовало городскую версию серии G55 c двигателем V8 (мощность 345 л.с.), развивающий скорость 210 км/ч.
- 2004 г. — представлен Gelandewagen серии G55 AMG Kompressor (476 л.с.), который в 2006 достиг мощности 500 л.с. и скорости 270 км/ч (разгон да 100 км/ч за 5,5 сек).
- 2009 г. — к 30-ти летию производства вездехода выпущена специальная серия Mercedes-Benz G-Professional на платформе W461.
- 2012 г. — поступил в продажу Mercedes-Benz G и две тюнингованных версии G63 AMG и G65 AMG.
- 2017 г. — планируется рестайлинг серии W463. О серьезности намерения говорит тот факт, что руководство задумывается о собственном имени модели.
Mercedes-Benz G-класса так и не стал паркетным внедорожником.
Автор: Мутыхляев М.Ю.
При поддержки: МБ-Измайлово